Что означает щелочное число в описании моторного масла? Какое щелочное число лучше? Щелочное число 7 - хорошее? Давайте разберёмся.
Один из основных параметров качества моторного масла - Щелочное число
Именно щелочное число или TBN (Total Base Number) влияет на то, какой предельный ресурс будет у моторного масла при эксплуатации, а также как хорошо оно будет очищать двигатель.
При нормальной работе двигателя, во время сгорания топлива, остаётся большое количество загрязнений шламов, нагаров, а также кислот. Кислота не только способствует коррозии, но и также окисляет, т.е. "убивает" моторное масло.
Так как кислота убирается с помощью щёлочи, то именно щелочное число будет показателем стойкости моторного масла к окислению.
Как узнать Щелочное число?
Чтобы получить TBN, то есть Щелочное число масла, измеряется в количестве гидроксида калия в одном грамме продукта.
Щелочное число моторного масла указывается производителем в TDS (Technical Data Sheet).
Зачем нужно знать Щелочное число?
Показатель щелочного числа показывает способность моторного масла нейтрализовать кислоты, которые образуются в двигателе при сгорании топлива. В свежих маслах оно также указывает на потенциальный запас щелочной среды.
Во время работы двигателя на масло воздействуют высокие термические нагрузки, из-за чего масло естественным образом окисляется.
Окисление ускоряется из-за химических процессов, возникающих при работе двигателя.
При сгорании топлива выделяется оксиды серы, которые при соединении с влагой образуют сернистую и серную кислоты. Также в масло попадают азотистая и азотная кислоты, которые образуются при соединении с влагой оксидов азота.
С растущим пробегом, показатель щелочного числа падает. Мы можем сравнить разность этих показателей у свежего масла и отработанного и предугадать, сколько моторное масло ещё будет способно защищать двигатель.
Показатель щелочного числа может падать нелинейно, в разных условиях с разной скоростью. Иногда происходит резкое падение щелочного числа, например, из-за плохого качества топлива или из-за нестабильного качества базы, если это база на минеральной основе.
Критической отметкой является падение показателя на 50% относительно изначальной отметки. С этого момента скорость падения щелочного числа и деградация моторного масла будет расти в геометрической прогрессии.
Одновременно с падением щелочного числа, начинает расти кислотное число. И в момент, когда они становятся равны, можно считать точкой, когда моторное масло полностью отработало свой ресурс, и его надо срочно менять.
Какое моторное масло выбрать?
Можно ли просто заливать в легковой автомобиль моторное масло с большим щелочным числом, например, масла для грузовиков, где этот показатель составляет до 15 единиц?
К сожалению, всё не так просто.
Щелочное число также определяет зольность масла - количество
Производители двигателей ограничивают допустимую зольность масла для того, чтобы продлить ресурс каталитическим конверторам, сажевым фильтрам и другим системам нейтрализации газов, установленных на всех современных автомобилях.
Для современных высокофорсированных теплонагруженных моторов обычно прописывают требование использования среднезольного или малозольного моторного масла, то есть ограничивается содержание присадок в масле, а также щелочное число.
Классификация моторных масел по зольности довольно чётко прописана в стандарте ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей):
- Полнозольные или Full SAPS. По стандарту АСЕА обозначаются как A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.
- Среднезольные или Mid SAPS. По АСЕА имеют обозначение C2, C3.
- Малозольные или Low SAPS. По АСЕА имеют обозначение С1, С4, C5, C6.
В более простых моторах без экологических систем может допускаться использование полнозольных моторных масел. Щелочное число в таких маслах достигает 10-12 единиц.
Но это не значит, что такое масло гарантированно проживёт дольше, чем малозольное, только из-за того, что щелочное число выше.
В полнозольных маслах также может происходит чересчур быстрое и неравномерное падение щелочного числа.
Основные причины падения Щелочного Числа
- Плохое качество базового масла
- Плохое качество топлива
- Эксплуатация в тяжёлых условиях
- Частое стояние в пробках
- Конструктивные особенности мотора
- Перегрев
- Морозы и долгие утренние прогревания
- Маленький объём масла в картере
Какая база моторного масла стабильнее?
При прочих равных: одинаковый присадочный пакет, одинаковые допуски и вязкость, синтетическое моторное масло на полиальфаолефинах (ПАО) и эстерах, начинает срабатываться намного позже, чем гидрокрекинговое и минеральное масла.
В чём причина?
В моторном масле на ПАО нет полимерного загустителя, нет коротких молекул, которые выгорают, нет длинных парафиновых молекул, которые загрязняют мотор.
Поэтому маслу на ПАО не нужно бороться с загрязнениями, которое создаёт оно само в процессе эксплуатации.
Всегда ли высокий показатель Щелочного Числа гарантирует способность масла защищать мотор?
Есть исключение из правила. Это автомобили, использующие газовое топливо.
При сгорании газа, общее число число образующихся кислот и других загрязнений меньше, чем при сгорании другого топлива. Однако, при этом образуется также большое количество воды. При наличии большого количества оксида серы, эта вода превращается в крайне агрессивную серную кислоту.
Двигатели на ГБО работают при высоких температурах, и в сочетании с большим количеством серной кислоты, в моторном масле быстро срабатываются ингибиторы коррозии.
Поэтому как правило, падение щелочного числа в масле, работающем в двигателе на ГБО, происходит достаточно медленно, но при этом в анализе отработок такого масла часто находят большое количество металлов: меди, железа, алюминия, что является сигналом о повреждении внутренностей двигателя.
Выходом также станет использование ПАО масла, которое является более гидрофобным и термостабильным.
Выводы
В идеальном случае, менять моторное масло следует не по достижении определённого пробега и даже количества моточасов, а по состоянию масла в двигателе.
Важно не допускать критических показателей щелочного числа моторного масла. При падении показателя в два раза от начального, следует сделать замену.
Старайтесь выбирать моторные масла на качественной базе, с максимально возможным для вашего допуска щелочным числом.
Моторные масла Partnumber 710 на ПАО базе находятся в этой части каталога.