Минеральное моторное масло
Моторное масло появилось в ответ на запросы промышленной революции 18-19 веков.
Появившиеся механизмы нуждались в смазке, т.к. трущиеся поверхности металла быстро нагревались, схватывались и заклинивали.
В 1873 году учёный Джон Эллис придумал смазку из сырой нефти для своего парового двигателя, и первым в мире моторным маслом стало масло Valvoline.
Основным способом получения моторного масла стала вакуумная перегонка мазута с дальнейшей очисткой. Способы очистки постоянно совершенствовались.
Основные функции и свойства моторного масла:
- антифрикционная
- отвод тепла
- сохранение вязкости при разных температурах
- антипенные свойства
- стойкость к выгоранию
- стойкость к окислению
- моющие свойства
- низкая температура застывания
Синтетические моторные масла
Но очищенного нефтяного масла не было достаточно для выполнения всех этих условия. И в 1935 году появились первые присадки в масло.
А в 1930-40х годах впервые было зарегистрировано синтетическое моторное масло. Это были масла на основе высокомолекулярных углеводородов — полиалкиленгликолей (PAG).
Параллельно велись разработки синтетических масел на основе сложных эфиров для использования в реактивных авиационных двигателях.
В 1946 году National Carbide Company были представлены первые коммерческие синтетические моторные масла на основе PAG.
В 1958 году появилось первое масло, очищенное с помощью гидрокрекинга.
В 1966 году французская фирма Motul представила моторное масло Century 2100, содержащее синтетическое компоненты («полусинтетическое»), а в 1971 — полностью синтетическое моторное масло Century 300V.
В 1972 году Американский институт нефти (API) впервые официально одобрил синтетическое масло марки Amsoil, созданное на основе сложных эфиров (диэстеров).
В 1974 году нефтяной гигант Mobil вывел на рынок синтетическое масло стандарта SAE 5W-20 на базе полиальфаолефинов (ПАО), созданное на основе опыта компании в области масел для реактивной авиации и получившее название Mobil 1. Тем не менее, из-за высокой цены и других проблем синтетические масла не получили широкого распространения вплоть до следующего десятилетия.
Основным плюсом моторных масел на PAO базе является полная идентичность молекул в его составе.
Это позволяет лучше прогнозировать его свойства, чем свойства масел на основе очищенной нефти, которые представляют собой "суп" из цепочек разной длины.
Но правильно ли называть синтетическими моторными маслами только те масла, которые сделаны на основе ПАО и эстеров?
В 1997 году. компания Castrol написала на банке с маслом, полученным в результате гидрокрекинга, "Synthetic", то есть "синтетическое".
Корпорация ExxonMobil не обошла вниманием этот маневр и в 1997 году подала иск в Американский Национальный Совет по вопросам рекламы (NAD). Требование – наказать Castrol за обман, ведь масло в банке получено из нефти, а не путём синтеза.
Судебный процесс между двумя производителями шёл целых 2 года.
В итоге в 1999 году Американским Национальным Советом по вопросам рекламы (NAD) было принято решение:
Маркировать как «синтетические» канистры смазочных материалов, произведённых с использованием гидрокрекингового масла, разрешалось. Слово «Synthetic» на канистре признавалось не обозначением способа получения, а маркетинговым термином.
Это решение серьёзно повлияло на рынок смазочных материалов. Стоимость технологии производства гидрокрекинговых масел заметно ниже цене процесса синтеза из газа, а потребитель не разбирается в технологиях настолько глубоко, чтобы распознать обман. И только в Германии до сих пор синтетикой можно называть только масла из IV и V группы (PAO, Esteк и т.п.).
Но рынок заполонили моторные масла, сделанные на основе гидрокрекинга с указанием "синтетика" на канистрах. Этому поспособствовали многие факторы.
Во-первых, крупные нефтеперерабатывающие компании должны каким-то образом избавляться от тяжёлых фракций нефти после получения топлива. Моторное масло - отличный вариант.
Во-вторых, автопроизводителям невыгодно, чтобы их автомобили ездили вечно и никогда не ломались, иначе они не смогут зарабатываться на сервисном обслуживании.
В-третьих, среднестатистическому потребителю очень не хочется переплачивать, поэтому его вполне удовлетворяет обещание производителя, что в канистре масла действительно находится синтетика.
Всё это привело к вытеснению настоящих синтетических моторных масел с рынка. Но владельцы автомобилей, которые хотят содержать мотор в идеальном порядке и серьёзно продлить ему жизнь, имеют возможность найти продукты полностью на базах IV и V групп.
Например, линейка моторных масел PartNumber 710 в железных банках сделана на базе чистого PAO с добавлением эстеров.
Зачем в ПАО базу добавлять эстеры? Читайте в нашей следующей статье о группах масел!
Более подробную информацию об истории моторных масел вы можете найти в этом видео с канала Evolution Blending: